ХОЖДЕНИЕ ТРОИХ БАЙКЕРОВ ЗА ТРИ МОРЯ

Отчет Лавреженковой Юли о велопутешествии по Северным Индийским Гималаям

с дополнениями, пояснениями и исправлениями Нади Пьянковой  
(выделенными вот таким шрифтом)

Почему эти птицы на Север летят,

Если птицам положено только на Юг?

В. Высоцкий

 Участники похода

 
Надя Пьянкова (Маусен) Костя Овсянко Юля Лавреженкова (Лаврушка)

 

В начале своего рассказа, чтобы не утомлять нетерпеливого читателя долгим повествованием, я изложу самое главное, что, по-моему, мнению необходимо знать путешественникам, собирающимся в Гималаи.

Дата: 06.09.03-06.10.03

1.Билеты: мы летели самыми дешевыми Туркменскими авиалиниями за 450 $ в оба конца. + 50 $ за провоз велосипеда из Москвы (Домодедово).

2.Виза – без проблем за два дня в консульстве в Петербурге за 40 $

3. Погода: в Дели +25С, в Ле +22С – +25С. В горах может опуститься ниже 0 – -5С. В горах очень сильные ветры. Ночью тоже может быть 0– -5 С.

4. Что есть можно: все, подвергшееся тепловой обработке.

Что есть нельзя: немытые овощи и фрукты, местные сладости и молочные продукты любом виде. Категорически нельзя пить сырую воду. ТОЛЬКО из бутылок в фабричной упаковке – она есть в Индии везде и в Гималаях тоже.

5. Нужны ли прививки – не обязательно.

Костя пересекает Гималаи6. Одежда: в Дели, Манали, Ле – т.е. в городах, где много туристов, можно ходить в туристской одежде. В других городах (например – Шимла, Сринагар) и деревнях особенно женщинам лучше не ходить в шортах, футболках. Плечи, руки и ноги лучше закрывать.

Обязательно иметь: теплую куртку, свитер, шапку, рукавицы, ботинки. Гигиеническую помаду. Желательно очки.

7. Горная болезнь: чтобы не болеть горняжкой, надо обязательно, как показывает опыт многих путешественников, перед маршрутом на небольшой высоте – в Манали или Ле провести дня 3-4. Мы почти не страдали горной болезнью, но у нас было почти 2 недели акклиматизации перед началом маршрута.

8. Что можно купить из еды: в городах почти все, кроме мясных консервов и сыра. На маршруте – шоколад, печенье, вермишель Магги, кока-колу и везде – воду.

Одежда – почти любое туристское снаряжение можно купить в Манали.

9. Язык – только!!! английский. Хотя бы 1000 слов надо будет выучить.

11. Отношение местного населения – дружелюбное, особенно в Ле – столице Ладакха.

12. Безопасность: Индия считается страной с самым низким уровнем насильственной преступности. Опасность представляют территории, где идут пограничные конфликты – т.е. г. Сринагар и часть штата Джамму & Кашмир. Ле – считается совершенно безопасным местом.

13. Продолжительность туристского сезона: дорога через Гималаи открыта только с июля по начало октября. Позднее перевалы засыпает снегом.

14. Бюджет и цены: бюджет на каждого вместе с дорогой – 1000$. Цены : дорога на автобусе Дели-Манали-Ле(ехать 2 суток) : 1200 рупий (800 рубл.). Снять комнату вполне сносную – 150-300 рупий на всех (100-200 рублей). Поесть в ресторане вкусно, с мясом –100-150 рупий (70-100 рублей). Переночевать в юрте на маршруте – 25 рупий (16 рублей). Поесть на маршруте, в юрте (в основном рис) – 30 рупий. Кока-кола – 20 рупий, вода –12 рупий за 1 л. Такси от аэропорта до автовокзала – 200 рупий на чел.

Курс –1$ -45 рупий.

15. Карты и литература – на протяжении всего маршрута пользовались Лонли Плэнет (Lonely Planet) по северной Индии и были очень довольны. Там есть и карты, и достопримечательности и краткая историческая справка.

Можно купить в магазине Англия на Фонтанке (около Невского) или заказать у тех, кто едет в Финляндию. Язык не сложный, читается легко.

Карты хорошие (самое лучшее 1 см-6 км.) можно без труда купить, но только в Индии. Здесь, в России, хороших карт нет.

Немного и я добавлю. 

16. Мобильная связь и Интернет. В Дели меня сразу радостно поприветствовал один из местных операторов связи. Вслед за этой СМС-кой я получила СМС-ку от Мегафона, который желал мне счастливого путешествия. Но связь восстановилась какая-то односторонняя. Вначале я только получала СМС-ки, но не могла отправить. Ближе к Кулу (ехали автобусом Дели-Кулу) связи не стало вообще. В Наггаре она восстановилась и была в Манали, но также односторонняя. После Манали, севернее, ее не было. Несколько слов об Интернете. В Дели, конечно же, Интернет есть и работает, уверена, без проблем. Но там мы за ненадобностью не выходили в Интернет. В долине Кулу (высота средняя около 2000м) Инет коннектится, но с перебоями, сидишь и как Масяня приговариваешь: "Только не дисконект, только не дисконект" В Ле, где еще выше (3300м) связь по Инету совсем поганенькая, да вдобавок дорогая. Один раз зашла, посидела полчаса. Уговоры по-масяневски не помогали, и в итоге успела лишь прочитать одно письмо и попытаться 4 раза (все безуспешно) отправить ответ. Удовольствие стоило 60 рупий (так как час 120 рупий), но я сторговалась хотя бы на 30. Искренне возмущалась: за что платить-то?!.. В Шимле связь была отличная и супердешево - 30 рупий/час. 

17. Что оказалось лишним и что забыли взять с собой в Индию? Ответ - НИЧЕГО. В Ле и Манали можно купить практически все. Например, по некоторым сведениям в Индии не найти нигде было б предметов для личной гигиены (не буду описывать что). Нет проблем! Повторюсь: все можно купить в Ле и Манали. Разве что туалетная бумага дороговато стоит по российским меркам, отнесенная к средствам роскоши для европейцев (местные обычно после туалетных процедур применяют воду). Ну…разве что с переключателями для байков тут напряженка…Да, ну и кто не может жить без мяса - то тоже немножко придется себя ущемлять иногда, вдали от городов.

 Гималаи – высочайшая горная система земного шара с самыми высокими вершинами, наибольшими разностями высот на коротких расстояниях, глубокими ущельями. Гималаи расположены на территории Индии, Китая, Непала и Пакистана.

Автомобильная дорога, пересекающая Большой Гималайский Хребет (к этому хребту принадлежит самая высокая гора в мире – Эверест, находящаяся на территории Непала) является самой высокогорной автомобильной дорогой в мире. Она была построена в 70-80-х годах и тянется от Манали (2200м) на север до Ле (3300м) и далее идет ее продолжение на северо-запад в столицу штата Джамму&Кашмир – Сринагар. Ее протяженность около 1000 км. Покрытие наполовину асфальт, наполовину грунт. Также есть ответвление от этой дороги, которое идет в Шимлу – столицу штата Уттар Прадеш – 450 км. Других дорог, по которым можно было бы пересечь Гималаи на автомобиле или велосипеде в Индии нет. Наш маршрут Манали-Ле проходил по этой дороге. Мы прошли 500 км. за 9 дней и на пути мы преодолели 4 перевала : Тагланг-Ла (5328м), Лачланг-Ла (5060м), Баралача-Ла (4950м),  Ротанг-Пасс (3978м).

 Свое нерадостное рабочее бухгалтерское утро, я как обычно, начала с того – а что там новенького на Велопитере? Новеньким оказалось предложение Нади Mousen (в миру, как потом выяснилось, Надежды Пьянковой) поехать в Непал. Я сразу же отправила по мылу просьбу записать меня в поход. Я уже два раза была в Финляндии на велосипеде и решила, что в общем и целом я с Европой знакома. Душа рвалась в пампасы. Хотелось сказки. Но в Непал мы не поехали, а поехали в Индию. Кто мы – наш идейный руководитель, вдохновитель, организатор и пр. Надя Пьянкова (Mousen), Костя Овсянко из Красноярска и я, Лавреженкова Юлия.Снова в путь. Впереди, как  всегда Надежда

Поскольку вся огромная преогромная Индия не благоприятна для езды на велосипеде – дороги, которых мало, просто забиты грузовым транспортом, а мы – велотуристы как никак, Надя предложила повторить маршрут Александра Дымникова в Индийских Гималаях. 

Александру Дымникову отдельное спасибо http://www.geocities.com/dymphoto/ . Ведь в поисках информации о том, кто бы побывал в Гималаях и на велосипеде все пути сводились только к нему. Он со своими друзьями в 1999г. проехал маршрутом Ле-Манали. Александр дал нам много бесценных советов. 

Надя на маршруте Ле- МаналиУбрали некое чувство страха перед неведомой страной рассказ о собственном открытии Индии Сергея Кузьмина  http://india.narod.ru/ и переписка с ним. В частности, он хорошо сказал: "Как только ты там окажешься, все твои планы моментально рухнут и поменяются. По приезду туда тебе откроются тысячи новых возможностей, о которых ты даже не подозреваешь сейчас. Поэтому все планы, построенные здесь, бессмысленны." Конечно, мы руководствовались неким планом, но таких приключений, интересных знакомств мы как-то и не могли себе представить. На мой взгляд, в этом и есть радость путешествий, что все идет не всегда по плану. Наш друг - Алекс из Вашингтона

Как и многие путешествующие в Индию, с вопросом о приобретении билетов мы обратились в московскую фирму "Према" http://prema.ru/, о чем не пожалели. На их сайте есть также интересная информация об Индии. 

Очень  информативен сайт Влада, известного в народе как Ача Баба http://achababa.tripod.com/information.htm 

Дают много информации и сайты http://www.the-path.org/pages/links.html, http://www.indiaonline.ru/, http://indiamast.narod.ru/ и ряд других. 

В ходе подготовки к путешествию я завела переписку с людьми, побывавшими или мечтающими побывать в Индии, Непале, Тибете. Спасибо всем, не упомянутым мною поименно, но, несомненно, сыгравшим свою роль в плане подготовки к походу. Спасибо и тем злопыхателям, кто отговаривал и писал, говорил, запугивал, что Индия - страшная страна, где постоянно воруют, где пешком-то ходить не возможно, а уж ехать на велике, и т.д. Это лишь подстегивало мое любопытство побывать в стране, которая никого не оставляет равнодушным: в нее или возвращаются снова и снова, или с первого же дня не воспринимают навсегда. 

Еще хотелось бы упомянуть о хороших книгах, которые попали мне в руки в период подготовки к путешествию и в период "осмысления поездки" (т.е. уже по приезду из Индии). В 10 км от перевала Тангланг-Ла

Это, во-первых, книги, известного еще в советское время индолога Н. Р. Гусевой: "Многоликая Индия" и "Славяне и арьи. Путь богов и слов". Первая дает общее представление об Индии, знакомит с эпосом индийского народа.  Имеет один недостаток - написанная в советские годы (1976г.), она и излагается в соответствующем стиле. Во второй книге содержится много интересных сопоставлений культуры славян и арьев

Во-вторых, это книга Л.В. Шапошниковой "Великое путешествие. По маршруту мастера" о тех местах, о людях, верованиях, обычаях и традициях людей тех мест, где побывал Николай Рерих. 

В-третьих, я с интересом ознакомилась с общеизвестными книгами Эрнста Мулдашева о генофонде человечества, но это уже после возвращения из Индии.

Я сразу же со всем соглашалась, т.к. своих идей у меня не было. Как не было и представлений, о том, что это за страна такая. Вернее, представления ограничивались познаниями из детской сказки про старика Хоттабыча : «Индия, неизвестная страна, где проживают одни только плешивые люди». И по сему в душе роились беспокойства. Тем более что все знакомые, которым я с гордостью сообщала «А я вот в Индию еду», убеждали меня в том, что там я либо заболею какой-нибудь жуткой болезнью, малярией, или проказой, например, либо получу смертельное пищевое отравление, либо буду задавлена каким-нибудь лихим индусом-водилой (ПДД там нет), либо, накрайняк, паду жертвой межэтнических конфликтов. Да-а, путешествия вообще рискованное дело, даже в наш век цивилизации.

Но, к счастью, есть Интернет, а в нем сайт – http://www.india.ru/, где туристы делятся опытом путешествий. Меня, главным образом волновали три вопроса: питание, погода, безопасность. Бегло на работе просмотрев пару отчетов, я успокоилась. Все там нормально, и, главное, Индия- страна, куда не требуется никаких прививок, а также страна с самым низким уровнем насильственной преступности. И есть, т е употреблять в пищу можно практически все, особенно подвергшееся тепловой обработке. Нельзя только пить сырую воду, есть молочные продукты ни в каком виде (ни йогурты, ни шейки, ни коктейли и т. д), немытые фрукты, и избегайте употребления местных сладостей. Так, что читатели дорогие, езжайте в Индию и ничего не бойтесь. Лично я обязательно туда вернусь. Окончательно в меня вселилась уверенность, что все с нами будет в порядке, после того, как я прочла отчет Юрина В.Е. о его пешем походе в Гималаях, вот ссылка. http://lib.ru/TURIZM/iourine/india2001/ Это очень солидный труд с массой полезной, я бы сказала исчерпывающей, информацией. Прямо на диссертацию тянет.

Но вообще, у меня был руководитель, которая за меня все и решала и я ей полностью доверяла, хоть никогда и не видела. Мир, а велопитерский особенно, слухами полнится. И с Надей я была знакома заочно и про ее походы по Европе, Таиланду, Уралу знала. Потому и доверяла абсолютно. Хорошо, когда есть на кого положиться, а ты едешь этаким самопередвигающимся багажом, и, главное – ни о чем не думаешь.

Наконец настал долгожданный день – 05.09.03 вечер – мы едем поездом в Москву. Долгожданный – это, конечно, преувеличение, я его вообще не ждала и не готовилась. Я была как тот кот из мультика: « Таити, Таити, нас и тут не плохо кормят» Лето, велопоходы на выходных по Карельскому, всякие там ориентирования, Не спи, куча хороших новых знакомых, что еще то надо для счастья. Как я теперь об этом жалею! Конечно, в такие походы надо готовиться и физически, и умственно, и духовно. Чтобы они не затерялись в суете, не превратились в обычные покатушки. Но кто мне теперь найдет другие Гималаи?

 Победный въезд на вершину (Костя)В Москву мы ехали в одном поезде с Джоном Росмэном. Он помог нам погрузить велосипеды в вагон и затем рассказал о своих планах включения СПб в какую-то международную велоорганизацию, чему препятствует отсутствие велодорожек в Питере. (Вот что значит – быть членом Велопитера – везде свои люди, нигде не пропадешь). В Москве было очень холодно. Там нас встретил Костя – хороший знакомый Нади. Вообще у Нади очень много хороших знакомых в России, а теперь, к моменту написания этих строк, и в Индии, и в Европе, и в Америке. Мне предстояло убедиться в ее способности заводить добрых друзей всерьез и надолго. Костя предложил нам оставить вещи в московском туристском клубе и помог нам решить все проблемы с обратными билетами, закупкой еды и пр. Затем мы вместе на велах отправились на Павелецкий вокзал, а оттуда в удобном, комфортном вагоне – прямо в Домодедово.Надя и Костя осваивают труд местных жителей

 Противные туркмены (мы летели туркменскими авиалиниями – самыми дешевыми из имеющихся в наличии: 450 $ за билет в оба конца) взяли с нас по 1700 руб. за провоз негабарита, великов т.е. Хотя, может быть, это были правила аэропорта, т.к. обратно, из Дели, мы ничего не платили. И вот мы в самолете. Боинг загудел, затрясся – и взлетел таки. Со стены в самолете (а есть ли там стены? Или что?) нам весь полет улыбался Туркмен-баши (забыла, как там его имя-отчество) как бы говоря, будь спок, долетишь, куда денешься. Хотя нас всю дорогу трясло и швыряло в турбулентных потоках, мы благополучно приземлились в Ашхабаде (мы летели через Ашхабад), а затем – в Дели. Прилететь из холода в теплые края уже само по себе неизъяснимый кайф. А в противоположную сторону – соответственно испытываешь противоположные чувства. 

 Мое сердце осталось в Гималайских горахУже в самолете Надя познакомилась с одной премилой женщиной. Премилой – так можно было о ней сказать, судя по ее размеренным манерам, ровному голосу, спокойствию, исходящему из всего ее облика, и доброжелательности. В общем, слегка не от мира сего. Эта дама, как оказалось, ехала в индийский ашрам месяцев так на четыре-пять и уже в пятый раз. Она живет на Украине и увлекается индийской философией одного из учителей (типа Сай-Бабы). В ашараме она будет посещать лекции своего учителя, общаться с единомышленниками (для этого, будучи на пенсии, выучила англ. яз.), учиться медитации, а, главное, там можно жить и питаться за очень маленькие деньги – если ты ученик и у тебя есть приглашение от Учителя. Вот такая чудесная страна – Индия. И таких ашрамов и паломников со всего мира, особенно из Европы там, в Индии, много-много.

Хотелось бы кое-что добавить из моих "сентябрьских тезисов", а точнее из наблюдений (из моего путевого дневничка) о нравах и обычаях индийского народа (нумерация не имеет какого-либо значения). 

1. Повсеместно пьют чай с молоком. Черный довольно трудно найти. 

Наши Индийские друзья2. Вначале удивляли парни, обнимающие друг друга, держащиеся за руку. Но потом привыкли - это нормальное проявление дружеских чувств, без каких-либо притязаний на нестандартную ориентацию. Ох уж, эти чувствительные натуры -индийцы! 

3. Вот что раздражало до конца поездки, так это их беспардонное чесание интимных мест без стеснений. Но для них это тоже норма. А в чужой монастырь, как известно,… 

4. Что вначале раздражало, потом уже нет, а первые дни в Питере мне этого даже немножко не хватало - постоянное внимание к твоей персоне, беспардонное рассматривание. Это относится не только к рассматриванию лицами мужского пола лиц женского пола с белыми лицами. С таким же непосредственным детским любопытством индийцы рассматривали и нашего Костю. 

5. Говорят как правило громко. Рано встают. 

6. Петь любят. Песни открытые, с душой. Похожи чем-то на русские 

Банк в Ле7. Бюрократы. В каждом отеле постоянно переписывали о нас всю "подноготную" со всех трех паспортов. Что меня весьма удивило, так как тайский опыт формального отношения к записям в гостиничные книги я готова была перенести и на Индию. 

8. По-детски любовь ко всему яркому и большому. Умиляла страсть их к большим книгам, которые были в половину их роста при записях в банке (при обмене валюты), при записи наших паспортных данных на постах в горах. Страсть ко всему яркому выражается в обильных переливающихся, мигающих украшениях на машинах (хотя частично это оправдывает себя в условиях опасной езды в горах). С улыбкой вспоминается военный, предоставивший как-то нам ночлег в казарме, кинувшийся на мой блестящий коврик с приговариваниями: "very nice, very nice". 

9. Индия, как известно, страна контрастов. Богатейшие дворцы и беднейшие люди. Также как контраст можно подметить: наблюдаемое нами подметание дороги в горах на высоте более 4000 метров, и уличная грязь - коровы, собаки, столпившиеся у общей кормушки -помойки. 

10. Очень чувственные, открытые душой. Впрочем, это уже повтор. Но, действительно, детская непосредственность - та черта, которая очень часто встречается у представителей этого народа.

Дети в Ле11. Очень много детей, при этом чувствуется забота о них. Не слышала ни разу раздраженных окриков на непослушное чадо. 

12. Много парикмахеров мужских на улицах. Цирюльники-брадобреи никогда не сидят без работы. Женских парикмахерских мы не видели вообще. 

13. Одно из любимых мужских занятий (в частности, в долине Кулу) - шитье за швейной машинкой и работа на ткацком станке. Женщин за этой работой мы не видели. Зато видели часто женщин за тяжелой физической работой - копание земли. Вообще, такой инструмент как лопата используется достаточно своеобразно: к лопате привязана веревка, за которую держится второй работник, потягивая веревку он помогает таким образом первому работнику поднимать землю (или чем нагружена лопата). 

14. Большинство индийцев имеют ослепительно белые улыбки, что может более ярко выглядит на их темных лицах, но, тем не менее, обращал на себя внимание тот факт, что в ресторанах после еды подается тмин, который они жуют, что вероятно создает полезную микрофлору для зубов. Также естественно "жевачкой" является кардамон, который продается для этой цели повсюду в маленьких пакетиках. Зубы не разрушают особо и сладости, которые поедают индийцы обычно не со сладким чаем, а с водой. 

15. Не знаю, насколько вредна для здоровья привычка жевать табак в большей мере, чем его курить, но смотрится эта привычка, конечно, не эстетично. Потому как жующий табак, беспрестанно сплевывает его, да и запах обычно идет какой-то назойливо резкий, уж лучше табаком пахло бы, на мой взгляд. 

16. Общеизвестные истины (о коровах, о вело и моторикшах, о еде индийской) можно найти информацию в тексте.

На вторую страничку

Возвратиться на главную